Книга Мироздания Антонов А.Н.     Новая Модель Мироздания
«Познай истину и она
сделает тебя свободным»
«Познай истину и она
сделает тебя свободным»
Почему так «вдруг» обострилась дружба народов в России       |       О национальной идее       |       Письмо академику       |       Как нам искоренить коррупцию      |       Как можно победить терроризм в России


Виртуальное общение с Президентом по теме:

«Почему так «вдруг» обострилась дружба народов в России»

(или «как нам обустроить Россию».)

      Не хотелось бы характеризовать проблему, означенную в заголовке темы, как угрозу национальной безопасности России, наряду с коррупцией и терроризмом, но от действительности не уйдешь.

      В последнее время все чаще и чаще можно наблюдать факты, свидетельствующие об обострении дружбы между народами в России. Причем не между всеми "ваще" народами, населяющими современную Россию, но между совершенно конкретными этносами. Встает закономерный вопрос: "ПОЧЕМУ?"

      Без исторической краткой оценки ситуации нам не обойтись. Великое государство Российское "собиралось" по крохам от объединения разрозненных княжеств до "взятия" Казани, завоевания Крыма и "прирастания" Сибирью. И получилось то, что получилось - Российская Империя. Но если "прирастание" Сибирью прошло почти без болезненных исторических последствий, то с другими частями государства все обстоит не так однозначно. Почти 200 лет длилась вялотекущая Кавказская война, несмотря на то, что геополитическое строение России исключало деление государства на отдельные национальные "квартиры". Надо признать, что не очень-то эффективным было и участие титульной, почти огосударствленной церкви. Можно сказать, что даже наоборот, представителей противодействующей стороны чаще называли "басурманами", по крайней мере, на бытовом уровне. В культурном же ареале, "герои нашего времени" писали не очень лицеприятные стихи. А у противоборствующей стороны были свои герои - Шамиль, например. Единственный герой со стороны государства Российского, кто эффективно разрешил проблему, был генерал Ермолов.

      Не будем обсуждать подробно очень спорную ленинскую национальную политику с правом наций на самоопределение вплоть до отделения с одновременным делением по национально-территориальному признаку. В качестве "противовеса" этой бомбе замедленного действия был поставлен механизм под "вывеской": "новая историческая общность людей - советский народ. Усилен этот механизм был авторитарно-тоталитарной властью, в которой сам этот народ рассматривался не субъектом власти, но объектом подавления властью. Имела место быть крылатая фраза: "загоним железной рукою народ в счастье". Но, однако "механизм" работал довольно эффективно - империя сохранялась, с неоправданными подчас жертвами и "великими переселениями" народов. И только на очень непродолжительный период, когда народы сплотились в борьбе против общего врага и смогли не только выстоять, но и триумфально победить, сложилась действительно реальная общность людей, как единый сплав, называемый народом. Но одно дело, когда срабатывает принцип сплочения народов против общего врага во время войны на выживание и за сохранение государственности, как олицетворение общей Родины - это святое. И совсем другое дело, когда подчас вытаскивается "жупел" угрозы, в том числе, якобы национальному самосознанию или преходящей власти для того чтобы "сплотиться" на платформе националистической или религиозной, или любой другой, чтобы "дружить" против кого-то. Это цинично и очень опасно.

      Но практика такая, к сожалению, не только существует, но прямо-таки процветает, причем в разных вариациях на разных "платформах", но направленная на достижение совершенно определенных целей - сплотиться, чтобы "дружить" против кого-то. Для апологетов такой политики главный тезис - сплотиться, а цель оправдывает средства.

      Теперь о том, почему мы, в нашей стране, имеем сегодня то, что имеем. Имеется в виду обострение дружбы между отдельными народами. Как уже говорилось, у этого явления есть конкретные исторические корни. Но сегодняшняя политика в этом болезненном вопросе не только "не приглушает", но, даже, способствует обострению "болезни". О чем идет речь? Речь идет о том, что, как утверждают многие аналитики, в настоящее время разрушена шкала нравственных ценностей. Если еще не так давно в историческом плане была, хотя бы "вывеска": "новая историческая общность людей - советский народ", подкрепленная к тому же мощным административным ресурсом, то сейчас мы мечемся в поисках вразумительной "национальной идеи", и самоидентификации. Кто мы такие? И вот здесь, насколько мне представляется, мы и совершаем ошибку. Поскольку единую шкалу нравственных ценностей мы, очевидно, разрушили на авансцену автоматически вышли собственные, подчас не совпадающие друг с другом групповые ценности разных этносов. "Свято место - пусто не бывает". И проводимая в настоящее время в этом направлении политика только усугубляет ситуацию. Чтобы не быть обвиненным в голословном "очернении" постараюсь аргументировать эту точку зрения. История свидетельствует, что при отсутствии универсальной, приемлемой для всех шкалы нравственных ценностей люди начинают поиск идентичности и стремятся обрести прочную нравственную опору. Этот феномен присутствует в человеческой цивилизации, если хотите, на уровне инстинкта самосохранения. Главное - куда может этот инстинкт завести. Это во многом зависит от того куда человека "подталкивать", особенно если человек сам не всегда, в силу своей "незрелости" или неподготовленности, умеет разобраться в ситуации. Ведь что получается в настоящее время? Об этом я уже говорил, когда писал о поиске национальной идеи. Людей несведущих, "темных" или у[богих] несложно убеждать в благотворности любого мировоззрения: марксистского, буржуазного, фашистского, демокртического, христианского, мусульманского, православного, "белого братства", "сёнрикё" и т.д. и т.п. И не только не трудно. Ведь были, есть и будут люди, и таких к сожалению все больше, которые убеждены в том или в другом, следуют "внедряемому" мировоззрению, готовы "живот свой положить" за их идеи. Поэтому обращение к той или иной религии в поиске идентичности народов нашей страны, и в стремлении обрести на этом пути прочную нравственную опору -это путь в никуда. А скорее всего путь к расколу. Сейчас некоторые утверждают о кризисе безрелигиозной морали, о том, что можно, якобы, обрести духовность, только опираясь на "святыни". Но ведь объективно - у разных религий "святыни" разные. Мы часто путаем "духовность" и "клерикализм". Мода на религиозность преобладает над истинной духовностью. Духовность человеческой личности, по моему глубокому убеждению, не может "замыкаться" только лишь на той или иной религиозной морали. Духовный "багаж" человека гораздо объемней. Л.Н. Толстой в свое время был, например, отлучен от церкви, А.С. Пушкин гораздо чаще был замечен на балах, нежели в церкви и т.д. Но от этого их духовность не подвергается сомнению. И в то же время многовековое "воспитание" человека разнообразными вероучениями не привело к сколь-нибудь заметному прогрессу в совершенствовании духовной составляющей человеческой личности. Двойственность природы человеческой сущности, как генетически моделированного продукта, с проявлениями добра и зла, эгоизма и жертвенности, агрессии и любви остается все в той же среднестатистической пропорции вот уже много веков. Поэтому излишне акцентировать внимание на следовании той или иной религиозной морали в многоконфессиональной стране даже вредно. Здесь хотелось бы привести слова из первоисточника, где Иисус Христос "учит" людей тому, как следовало бы обращаться к Богу:

       "И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою". "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны"; "Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него".

             (Евангелие от Матфея 6:5, 6, 7, 8)

      Но, к сожалению, в настоящее время чересчур много и показного и многоречивого в следовании заветам. И этим стремлением "показаться перед людьми" "страдают" многие и все больше, но пользы от этого все меньше. Процесс этот будет только нарастать, если не изменить политику в данном вопросе. Если же следовать и дальше тем же курсом, то легко спрогнозировать ситуацию. Экстраполируем существующие подходы в их развитии на несколько лет вперед. Постоянное обращение к национальным и религиозным корням в поиске идентичности и стремлении обрести прочную нравственную опору приведет только к обострению "дружбы" между народами. Хотим мы или нет, но "педалируя" национальную и религиозную составляющие у человека автоматически, почти на подсознательном уровне включается средство опознания по примитивной схеме: "свой-чужой". А отсюда уже недалеко до возведения человека другой национальности или вероисповедания в разряд "чужого", а сплочение осуществлять на платформе: "против кого дружим". К сожалению, фактов подтверждающих это становится все больше вокруг нас. А мы удивляемся: откуда все это "всплыло", не осознавая, что во многом сами культивируем такую ситуацию. Подводя итоги, можно констатировать, что прочная нравственная опора может и должна опираться на иной фундамент. Тот "фундамент", что строится в настоящее время, неизбежно приведет к "обрушению" здания государственности.

      Здесь в качестве эпилога хотелось бы вспомнить, что Митрополит Киевский Платон, будучи всей душою православным человеком, в свое время сказал: "религиозные перегородки не доходят до небес". Да, небеса над всеми людьми едины без национальных, религиозных и любых других "перегородок". Осталось только найти общую, приемлемую для всех нравственную опору здесь - на Земле - могу добавить я. Но тогда опять мы возвращаемся к теме поиска реальной Национальной идеи, о чем я уже писал.

      "Все возвращается на круги своя".


С искренним уважением,

Анатолий Николаевич АНТОНОВ

Российская Федерация,
Москва
21.12.2010 года


Виртуальное общение с Президентом по теме:

«О национальной идее».

      Невозможно не откликнуться на обращение к гражданам России с предложением принять участие в обмене мнениями по животрепещущей теме: «О стратегических задачах, которые нам предстоит решать. О настоящем и будущем нашей страны», изложенной в статье Президента от 10.09.2009 года.

      Всегда считал рядовых граждан, которые пишут в высокие инстанции и излагают свои мнения, суждения или предложения как нам обустроить Россию, по меньшей мере, людьми не в полной мере адекватными. Однако, не смотря на это, хотелось бы предложить вниманию нечто вроде тезисов, как нам жить дальше и в чем же может заключаться объединяющая всех россиян пресловутая национальная идея.

      В качестве преамбулы целесообразно изложить некоторые суждения «на злобу дня», которые публично постоянно дискутируются, но на самом деле отражают объективную реальность мира с одной стороны и, с другой стороны, являются теми ключевыми звеньями единой цепи, «потянув» за которые, можно выработать алгоритм всех дальнейших действий. О чем речь?

      Во-первых, приходится констатировать, что развитие человеческой цивилизации в целом заходит в тупик. Наряду с научными достижениями, технологическими прорывами, мир не становится лучше. Комфортнее – да, но не гуманнее, милосерднее, безопаснее. Напротив, обостряются противоречия между, так называемыми, цивилизациями Север – Юг, Запад – Восток.

      Во-вторых, надо признать, что заложенные в действующий механизм цивилизационного развития человечества принципы, не обеспечивают самонастраиваемое достижение необходимого результата.

      В-третьих, совершенно очевидно, что Человек, как генетически моделированный продукт, не претерпел каких-либо значительных изменений за последние несколько сотен лет. Двойственность природы человеческой сущности с проявлением добра и зла, эгоизма и жертвенности, агрессии и любви и т.п. остается все в той же среднестатистической пропорции. Здесь невозможно отрицать того, что ни различные морально-этические кодексы, внедряемые в человеческое общество, ни «воспитание» разнообразными религиями, не дают должного результата. Более того, налицо обострение противостояния не только по расовому или классовому векторам, но и по конфессиональному. Эту проблему с одной стороны нельзя переоценивать, но и очень опасно недооценить.

      Может возникнуть вопрос: «причем здесь Россия?» Ответ заключается в том, наша страна, как никакая другая, подходит в качестве модели всего человечества. Здесь есть все – и масштабность территорий с огромными ресурсами, и многонациональность, и многоконфессиональность, и проблема расслоения общества налицо. Мы уже довольно давно пытаемся идти своим особенным путем, взяв все лучшее из «европейского» и «азиатского» пути развития, претендуя на объединительный императив – ЕврАзия. Но, к сожалению, получается «как всегда» и выходит, как сказал известный юморист, «полная АзиОпа».

      Напрашиваются извечные вопросы: «Кто виноват?» (а точнее в чем причина такого положения) и «Что делать?». И вот уже больше ста лет мы никак не можем найти ответы на эти, поставленные жизнью и озвученные классиком, вопросы. Не можем избавиться от наших двух главных бед: дорог и дураков. Вот во второй «беде» и заключен корень зла. Очевидно, что, не искоренив это зло, не преодолев эту беду, не построишь и достойную дорогу. Надо признать то, что такая «беда» - дураки, почему-то особенно остро проявляется именно в нашей стране. Притом, что каждый отдельно взятый индивид далеко не дурак, в целом по стране получается не эффективно работающая модель.

      Напрашивается единственно возможный вывод: неверно выбран алгоритм развития общества с усугубляющим фактором действующей системы управления, которая перемалывает любые инновации в этой сфере. Вот именно в этой плоскости и встает в полный рост проблема человеческого фактора. Перефразируя известное выражение булгаковского персонажа – профессора Преображенского, о причине разрухи, можно сказать, что кризис «сидит», прежде всего, в головах – имеет один вполне конкретный источник. Хотим мы этого или нет, но приходится принять то, что без формирования человека сознательного из человека просто разумного развитие общества невозможно. С этих позиций поколение нынешнее, к сожалению, уже поколение потерянное. Оно взращено порочной системной и перестроить жизнь принципиально по-другому само уже не сможет, как это не прискорбно осознавать. Наивно полагать, что, например, среднестатистический руководитель государственной структуры или бизнеса при существующем уровне сознательности сам ли, или через введение новых правовых норм, будет включать самоограничители. И ему вдруг станет «неудобно» лететь в автомобиле со спецсигналом в час пик, буквально, «расталкивая» тысячи граждан за рулем в прямом смысле на обочины, а образно «на обочину жизни». При этом, мотивируя для себя это тем, что он, слуга народа, опаздывает исполнять свои обязанности – служить этому самому народу. Или ему вдруг станет стыдно кичиться своими «упавшими с неба» сверхдоходами, строить неимоверные замки, отгораживаясь целыми элитными поселениями от остального народа, находящегося у черты бедности. А народ-то зачастую не понимает, как такое может быть, если это не банкир, а государственный служащий, который честно декларирует свой годовой доход, «забывая» показать расходы. Все эти «недостатки», к сожалению, в нашей стране приобретают прямо-таки гипертрофированные формы, если сравнивать с другими цивилизованными, развитыми странами. И здесь необходимо осознавать, что такое положение, кроме всего прочего, крайне опасно. Нельзя ставить человека, его самосознание перед раскольниковской дилеммой, кто он: «тварь дрожащая или право имеет». Имеет право не в криминальном смысле тюкнуть процентщицу по голове, но реальные права в гражданском обществе. Поэтому сверхзадача текущего момента заключается именно в том, чтобы свести к минимуму пагубное влияние действующего противоестественного симбиоза охлократии и олигархии. В данном случае охлократия это не столько власть черни, толпы по словарю Брокгауза и Ефрона, но гораздо глубже, скорее по Аристотелю – власть выродившейся, извращенной демократии, равно как и олигархия – власть выродившейся, извращенной аристократии. Этот симбиоз своим функционированием всячески препятствует развитию общества и, главное, консервирует данную ситуацию, «перемалывая» свежие силы, попадающие в их жернова. Это с одной стороны. И здесь механизм очевиден. Он двусторонний. Во-первых, это усиление административного начала, укрепление вертикали власти и в то же время четкое разделение и становление реальной независимости всех ветвей власти, повышение уровня ее прозрачности с одновременным развитием общественных, гражданских институтов. Нельзя отрицать того, что в этом направлении делаются определенные шаги, но они скорее напоминают название известной работы классика: «Шаг вперед, два шага назад». Некоторые начинания вообще перерождаются в кампанейщину, как, например, борьба с коррупцией. Можно привести детальный анализ, но и текущие результаты говорят сами за себя.

      Но, все-таки, самое главное – это закладка фундамента будущего. А будущее без формирования нового поколения, поколения людей сознательных, немыслимо. Как говорила академик Н.П.Бехтерева: «…как бы ни был труден этот путь, он наилучший: путь формирования человека сознательного и, как следствие, общества и сообществ людей сознательных».

      И здесь нам не обойтись без переосмысления известного философского постулата: «бытие определяет сознание». Да, трудно говорить о «высоком» самосознании человека, обремененного проблемой: как бы прокормить семью и обеспечить кров над головой.

      Но ситуация, когда сознание находится в плену сытого бытия и направлено только на состояние собственного живота и кошелька вообще никудышная. История свидетельствует, что для человека сознательного, т.е. с высоким уровнем самосознания, самоуважения, понятие чести и достоинства зачастую бывает выше ценности собственной жизни. Сообщество таких людей ломало хребет не одной идеально отлаженной военной машине сообществ людей с иным уровнем самосознания. И наоборот: империи, в которых основной жизненной мотивацией людей являлся лозунг «хлеба и зрелищ» - канули в лету. Нашему будущему – новому поколению, как воздух нужна реальная национальная идея, но, ни в коем случае не императив - «хлеба и зрелищ», к чему мы все больше скатываемся. Не может эта национальная идея лежать и в плоскости какой-либо одной религии или групповой идеологии, поскольку наша страна, как и весь мир – многоукладен и многоконфессионален. Это даже вредно – позиционироваться в плоскости какой-либо одной групповой идеологии и внедрять ее в дело формирования человека будущего, человека сознательного. Истина, с которой, якобы, выходят в народ разнообразные религии, личности или сообщества не может принадлежать только этим апологетам. Истина может быть только общечеловеческой, универсальной. Тогда она будет приемлема для всех людей, независимо от их национальной или конфессиональной принадлежности. Ведь что получается в настоящее время? Людей несведущих, «темных» или у[богих] несложно убеждать в благотворности любого мировоззрения: марксистского, буржуазного, фашистского, демократического, христианского, мусульманского, православного, «белого братства», Сенрико и т.д. и т.п. И не только не трудно. Ведь были есть и будут люди, которые убеждены в этом, следуют «внедряемому» мировоззрению, готовы живот свой положить за их идеи.

      Подобные итерации – «пристегивание» к какой-либо групповой идеологии могут иметь место, скорее всего, от полной идейной безысходности. Ведь даже Христианская вера, по большому счету – это дело сугубо личное, каждого отдельно взятого человека. И, уж, если следовать буквально библейским заветам, нельзя не вспомнить наставления Иисуса Христа:
      «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны»; «Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

      (Евангелие от Матфея 6:5, 6, 7, 8)

      Вот так вот заповедовал Иисус Христос, но, к сожалению, сегодня много и показного, и многоречивого в следовании данной идеологии.

      Нет, здесь нужна новая, универсальная и привлекательная для молодежи идея. Объективности ради, надо сказать, что в настоящее время ощущается озабоченность высшего руководства страны проблемой формирования нового поколения, предпринимаются некоторые практические шаги в этом направлении. Форум молодежи на Селигере с посещением его руководителями разных рангов во главе с Президентом и Премьером, поддержкой отдельных идей – явление знаменательное и вдохновляющее молодое поколение. Но, очевидно, требуется нечто гораздо большее: постоянно действующий и всеобъемлющий механизм. Другими словами, в деле формирования человека сознательного нужен инновационный подход в полном понимании инновации, как результата инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей с последующим внедрением этого и получением фиксированной дополнительной ценности. То есть, нужна идея, новое знание и инвестиции в дело их реализации. Совершенно справедливо в контексте этого в статье Президента говорится о необходимости создания новой интеллектуальной экономики: «и, главное, мы будем объяснять нашей молодежи, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, …».

      Объяснять – это замечательно! Но нужна реальная привлекательная идея, принципиально новые, захватывающие воображение знания, «которых нет у других», и обязательно механизм реализации этих знаний. В связи с этим предлагаю рассматривать молодежь как сам по себе архиважный инновационный проект. Основой принципиально новых знаний может послужить идея Новой Модели Мироздания, изложенная в вышедшей в 2009 году книге вашего покорного слуги «Книге Мироздания». (Презентация книги на сайте: http://nmmir.narod.ru/). Опираясь на принципиально новые знания о сущности строения окружающего мира, осознав главное - кто мы и зачем в этом мире, можно и нужно быть лидерами в реализации задачи построения нового мирового сообщества. Дело нашей молодежи стать локомотивом этого процесса в мировом масштабе. Это действительно «тянет» на амбициозную национальную идею. Имеется и действующий механизм реализации национальной идеи в рамках работающего проекта «Национальная система «Молодежь и инновации в контексте проектов «Четыре И» и «Стратегия-2020». В деле становления и развития «Системы» может помочь только высшее руководство нашей страны.

       Завершить хотелось бы словами Виктора Гюго о том, что можно сопротивляться вторжению армий врага, но невозможно сопротивляться вторжению идей.


С искренним уважением,

Анатолий Николаевич АНТОНОВ

Российская Федерация,
Москва
21.04.2010 года

      Я, автор Книги Мироздания, Антонов Анатолий Николаевич, взял на себя смелость не только публично изложить свое видение Новой Модели Мироздания, но и предложить эту модель (книгу) Вашему любезному вниманию.

      В полной мере отдаю себе отчет в том, что вторгаюсь в сферу приложения человеческого ума светил современной физики, астрофизики, квантовой механики, космологии, философии и, уже, поэтому могу сходу быть подвергнут обструкции (кто я и кто Они).

      Внушает, однако, надежду на конструктивный исход то, что не предлагается идея вечного двигателя или конструкция машины времени, но скорее идея швейной иглы с ушком не в хвостовой, а в головной части. (При этом автор идеи в свое время мог совершенно не понимать всей глубины физических взаимодействий в приводном механизме самой швейной машины).

      В то же время трудно оставаться безучастным, когда видишь, в общем-то, безуспешные пока попытки дать хоть какую-либо удобоваримую концепцию мироустройства, в которую органично можно было бы вписать наблюдаемые практической физикой феномены «темной материи», «темной энергии», «черных дыр», квазаров и т.д. (в том числе и последние данные, полученные в рамках международного проекта PAMELA, и данные с космического телескопа Fermi, а также появление лептонных струй в Тэватроне при распаде частиц, что никак не вписывается в Стандартную модель и многое, многое другое).

      Как мне представляется, в Книге Мироздания удалось изобразить такую концепцию мироустройства.

      Приношу заранее свои извинения, если злоупотребил Вашим временем и прошу принять искренние заверения в своем почтении.

С уважением!

А.Антонов

E-mail: aantonov52@mail.ru

Преамбула:
      С коррупцией можно объявлять борьбу, можно образовывать для этого Антикоррупционные советы, межрегиональные общественные организации, типа Комитета по борьбе с коррупцией, заслушивать отчеты ответственных лиц, то есть «наслаждаться» самим процессом до бесконечности, если не поставить конкретную цель – искоренить коррупцию и проявить для этого политическую волю в полной мере.

Настоящее положение дел:
      «Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».

Президент РФ Д.А. Медведев

      В развитых, цивилизованных странах коррупция относится к категории преступления против государственной власти.
      Во-первых, необходимо четко определиться с самим понятием «коррупция» с тем, чтобы не смешивать такие бытовые явления, как мелкое мздоимство и лихоимство с коррупцией. Сами по себе эти бытовые проявления, конечно, отравляют жизнь, но не несут угрозы национальной безопасности, как коррупция.
Общепринятая формулировка свидетельствует, что: «коррупция это исполнение должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам». Исходя из этого, малоприятные и обременительные отклонения от моральных установок во взаимоотношениях народонаселения с отдельными представителями медицинского обслуживания, образовательной системы, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. оставим пока за скобками. Несоизмеримо большую опасность для государства представляет в этом контексте «деятельность» или «бездействие» должностных лиц, наделенных государством властными полномочиями. Другими словами, вред от тех самых государственных чиновников может быть тем более значимым, чем выше чиновник по должности. С этой точки зрения создавать комиссию по борьбе с коррупцией и назначать ее руководителем крупного чиновника, как это сделано, например, в Москве, это просто насмешка над здравым смыслом.
В настоящее время на федеральном уровне, в регионах, при партиях и общественных организациях создано такое количество всевозможных комитетов, советов и центров по борьбе с коррупцией, что коррупционеру, казалось бы, некуда деваться. Этой проблематикой занимается и Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, и Национальный Антикоррупционный Совет, и Общественный антикоррупционный комитет. Разработан целый портфель документов от «Национальной стратегии противодействия коррупции», до Кодекса чиновника. Но достигается ли цель, поставленная Президентом Российской Федерации: «Нужно создать систему, при которой воровать у государства будет опасно и невыгодно». Надо признаться, что нет, не достигается.
       Например, ни многочисленные антикоррупционные комитеты, и советы с планами противодействия коррупции, ни правоохранительные органы, ни кодекс чиновника, ни утверждение общих принципов поведения государственных чиновников не предотвратили коррупционный скандал при покупке партии мерседесов для некоторых государственных структур. Не помог и федеральный закон о проведении конкурсов при закупке товаров для государственных нужд, который должен, по сути своей, препятствовать так называемым откатам. К слову сказать, вскрыло эту коррупционную схему, в том числе в сфере нашей юрисдикции, почему – то, министерство юстиции США. Остается только ждать и задаваться вопросом: «а будут ли, какие – либо оргвыводы с нашей стороны»? Но это частный вопрос.
       А вообще, могут ли быть действительно реальные результаты, особенно в работе общественных антикоррупционных структур, когда ни цели и задачи, провозглашаемые в основополагающих документах, ни персональный состав, априори, не способствуют этому.
       Чтобы не быть обвиненным в голословности подобных выводов можно, например, взглянуть на Межрегиональную общественную организацию Комитет по борьбе с коррупцией. В целях и задачах данной структуры фигурирует оценка причин разгула коррупции в нашей стране, которая звучит дословно так: «ввиду отсутствия у населения должного гражданского сознания в коррупцию сегодня вовлечено по данным фонда ИНДЕМ не менее половины активного населения нашей страны. Главный вопрос – как сменить коррупционный менталитет россиян. Какую инновационную идею в этой связи можно предложить? Это идея общественного реагирования на каждое проявление коррупции и беззакония».
       Оказывается это мы сами, простые граждане, виноваты в процветании коррупции, а не должностные лица, наделенные властными полномочиями. Значит ли это, что основное зло происходит от того, что у народа менталитет коррупционный, и реагируем мы на случаи проявления коррупции неверно, не в соответствии с инновационной идеей. Не выходим, например, на демонстрации с транспарантами, в которых клеймим коррупционеров нехорошими словами и т.д. А как же тогда с основной задачей, поставленной Президентом по созданию системы, при которой воровать у государства будет опасно и невыгодно. Но воровать у государства реально могут только должностные лица, допущенные к государственным ресурсам и наделенные властными полномочиями по распоряжению этими ресурсами. Это очевидно.
       Что еще «конструктивного» можно почерпнуть из, декларируемых Комитетом по борьбе с коррупцией, целей и задач? При таком массиве функций многочисленных департаментов Комитета трудно даже «зацепиться» за что – то конкретное и эффективное. Например, в основных направлениях деятельности Департамента по взаимодействию с правоохранительными органами не значится выявление конкретных случаев коррупции и передача дел в правоохранительные органы. Главное, оказывается, это «обмен опытом, консолидация и адаптация опыта противодействия коррупции зарубежных правоохранительных органов, а также воспитание (тогда уж лучше создание) атмосферы нетерпимости к проявлению коррупции, проведение работы с населением» и т.д., и т.п.
       В ключевом, и в самом «коррупционноемком» департаменте – Департаменте по борьбе с коррупцией в сфере недвижимости и землепользования, руководители, окончившие элитные высшие учебные заведения по специальности «прикладная математика» считают, что «Основной задачей Департамента является консолидация и координация совместных действий институтов гражданского общества, социально-ответственных бизнес-структур, органов государственной власти (ни больше, ни меньше) и местного самоуправления, журналистского сообщества, направленных на:
       - выявление конкретных причин и особенностей развития коррупционных процессов …;
       - разработку, пропаганду и продвижение …. конкретных предложений по вытеснению(?) коррупционных организационно-правовых механизмов….», и т.п. В целом красиво звучит. Для «обозначения» процесса борьбы с коррупцией, эти действия Департамента, как общегосударственного координационного центра может быть и сгодятся. Но с позиций конкретного плана действий, направленного на достижение конечного результата - подавления коррупции, такие сентенции навевают грустные воспоминания о многочисленных приснопамятных кампаниях по борьбе за что-то или против чего-то, но одинаково безрезультатных.
       Здесь встают в полный рост извечные для России вопросы, озвученные классиком: «Кто виноват»? и «Что делать»?
       Отвечая на первый вопрос, будем рассуждать логически. Для начала ответим на вопрос: «Кто является основным носителем коррупционного начала (источником и «проводником»)?» В первую очередь это должностное лицо, как правило, государственный служащий, наделенный властными полномочиями. Необходимо найти ответ еще на такой вопрос: «Кто наделил это лицо властными полномочиями?», «Кто установил правила взаимодействия должностного лица с окружением по реализации его властных полномочий?» «Кто, наконец, осуществляет контроль применения властных полномочий этим должностным лицом»? И здесь ответ один – государство в единстве всех ветвей власти. Но если коррупция превратилась, по словам Президента, в системную проблему и угрожает государственной власти, значит «что-то не так в датском королевстве». Если попытаться найти ответ на вопрос: «Кто виноват?» в плоскости русской народной мудрости, то приходит на память русская пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Есть и еще, у классика: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».
       Но что, же делать? Надо «просто» выполнить поставленную Президентом задачу: «создать систему, при которой воровать у государства будет ОПАСНО и НЕВЫГОДНО». Такую систему может и должно создать само государство, но не путем клонирования многочисленных структур по борьбе с коррупцией, принятия всевозможных программ, а такими же четкими, краткими, но эффективными мерами, адекватными поставленной задаче. Исходя из этого посыла, сам собой, напрашивается простой, но эффективный план действий:
       - создать один единственный, реально и постоянно действующий орган по искоренению коррупции, наделенный самыми широкими полномочиями, назовем его условно ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия.
       - полномочия этого органа должны находиться в правовом конституционном поле. С этой целью необходимо провести референдум.
       Поскольку речь идет о национальной безопасности, то этот орган может быть создан на базе Совета безопасности РФ, Общественной палаты при Президенте РФ и под эгидой Конституционного суда РФ.
       ВЧК не подменяет ни законодательную, ни исполнительную, ни судебную власти, ни правоохранительную или какую-либо другую системы. Комиссия действует в очень узком поле конкретного коррупционного проявления.
       Персональный состав ВЧК должен состоять из лиц, являющихся представителями политической (в т.ч. партийной), экономической, научной, творческой элиты общества. Кандидатуры в состав ВЧК должны выдвигаться соответствующими структурами и сообществами, всенародно обсуждаться и избираться. Избрание пожизненное. После избрания работа в ВЧК должна являться основным местом работы. Максимальная численность ВЧК – 23 человека (без учета численности аппарата). Председатель ВЧК избирается из состава Комиссии и подчиняется действующему Президенту. Только действующий Президент РФ не подпадает под проверку ВЧК и обладает правом вето на решения ВЧК. Решения ВЧК окончательные и обжалованию не подлежат, но они никоим образом не могут содержать квалификацию, дублирующую УПК РФ.
       Прежде чем определить конкретные цели и задачи деятельности ВЧК, а также, механизм действия, целесообразно еще раз взглянуть на главную мотивацию коррупционных проявлений. Здесь все элементарно просто. Любое коррупционное проявление направлено на получение личной выгоды конкретного должностного лица, или группы лиц, или даже отдельных структур. Но личная выгода обязательно находит свое материальное воплощение. Вот то ключевое звено, потянув за которое, можно и должно победить коррупцию, искореняя ее материальное воплощение. Другого не дано.
       Как показывает практика жизни, любые самые основательные юридические, организационные или воспитательные меры не могут предотвратить коррупцию. Всегда находятся не менее изощренные и хитроумные коррупционные схемы. И к каждому должностному лицу контролера не приставить.
       Каким же может быть алгоритм действия ВЧК? В связи с этим вспоминается опыт советского времени, когда любое крупное приобретение, будь то недвижимость, автомашины, катера, яхты, ювелирные изделия, фиксировалось, и информация об этом направлялась в базу данных. Наверное, большой массив информации о дорогих покупках, совершенных ответственными лицами и их окружением накопился, но эксперимент этот почему-то тихо умер. В свое время, ходили также целые комиссии по проверке, например, «законности» строительства садовых домиков в садовых товариществах. В настоящее же время развернулась целая кампания по декларированию своих доходов и наличия собственности представителями власть имущих. Однако, декларируя доходы, хорошо было бы сопоставить их с расходами, особенно по-крупному. Но никто и нигде еще не провел публичную проверку таких данных. Нет такого уполномоченного органа. А в рамках правоохранительной системы действует презумпция невиновности и УПК РФ. И чтобы провести сплошную проверку собственности у должностных лиц или их ближайшего окружения требуется завести уголовное дело. Но без убедительных фактов, свидетельствующих о совершении коррупционных действий, такое дело завести не представляется возможным. А если еще это лицо обладает депутатской неприкосновенностью, то дело вообще «труба». Только иногда в некоторых источниках четвертой власти, в средствах массовой информации, всплывают подчас данные о наличии, например, зарубежных замков, яхт и т.п. у тех или иных должностных лиц. Но такая информация больше похожа на сплетни и слухи. Получается тупиковая безысходность.
       Внедрение института ВЧК поможет коренным образом разрешить эту проблему.
       Во-первых, для рассмотрения конкретного дела для ВЧК не может быть неприкосновенных лиц (оформляется законодательно).
       Во-вторых, при проведении проверки по конкретному делу, в рамках антикоррупционных действий, презумпция невиновности в фискальной его части, не принимается во внимание.
       Другими словами, Комиссии не требуется доказывать неправомерность действий проверяемого должностного лица в плоскости административного, уголовного или гражданского права. В этом плане Комиссия не может выносить обвинительные заключения и соответствующие решения о мерах наказания.
       По запросу Комиссии проверяемое лицо само должно представить исчерпывающие документы, подтверждающие легитимность крупных приобретений. Такая практика существует в развитых, цивилизованных странах. Кроме этого Комиссия имеет право направить официальный запрос, в рамках конкретной проверки, в любую инстанцию от налоговой инспекции до Таможенного комитета, а также Службы экономического мониторинга и Службы внешней разведки. Более того, в рамках межправительственных соглашений Комиссия уполномочена контактировать с антикоррупционными структурами или с ведомствами, препятствующими отмыванию денег за рубежом.
       Работа ВЧК может строиться как на плановой основе, так и на основании поступающей информации из средств массовой информации или по заявлениям граждан, обращению деловых кругов или из других источников.
       Каков может быть примерный сценарий работы? Например, есть информация в СМИ о том, что на руке ответственного должностного лица появились коллекционные часы, стоимость которых может составлять около миллиона долларов США. Комиссия включает проверку данного факта в повестку дня. Направляет запрос владельцу часов на представление информации о природе появления предмета роскоши. Далее возможны варианты:
       - часы куплены, но представляют недорогую имитацию (Акт экспертизы прилагается);
       - часы куплены за наличный расчет в период поездки делегации в Швейцарию (чек и таможенная декларация прилагаются);
       - часы подарены на юбилей любимой супругой, которая является или соучредителем, или имеет % акций, а также любое другое участие в коммерческой структуре;
       - часы подарены по случаю знаменательной даты конкретным другом или организацией и т.п.
       По первому варианту развития событий Комиссия после проверки достоверности данных просто закрывает дело. При этом за должностным лицом остается право обратиться, в установленном порядке, в судебные инстанции о привлечении соответствующего источника к ответственности за распространение сведений, наносящих вред его деловой репутации;
       Во втором случае производится сверка доходов должностного лица, с оплатой соответствующих налогов в указанный период по данным налоговой инспекции, с суммой покупки. Если должностное лицо в отчетный период кроме фиксированной оплаты труда, получило, к примеру, Нобелевскую премию, или выступило с курсом платных лекций в Кембридже, или издало свою книгу, ставшую бестселлером, короче, получило достаточные доходы и уплатило налоги, тогда дело также закрывается. В противном случае однозначно имеет место быть коррупционная составляющая.
       В третьем, равно как и в четвертом, случаях подвергается проверке деятельность коммерческих структур, где имеет участие супруга должностного лица, либо старинный друг или организация на предмет наличия возможной коррупционной составляющей. Например, не получает ли данная структура государственных заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку оборудования, материалов и т.п., напрямую или косвенно замыкающихся на должностное лицо. В зависимости от результатов проверки, выносится соответствующий вердикт.
       Таким способом может быть проверено все от приобретения или строительства домов в России и за рубежом, в том числе и оформленных на подставные лица или компании, покупка и регистрация самолетов яхт, дорогих автомобилей и т.п. и вплоть до оказания дорогостоящих услуг по элитному отдыху с комплексным массажем. Было бы желание, а главное, политическая воля избавиться от коррупции. Ведь просто так получать выгоду от коррупционной деятельности, складывать ее в банку или прятать в ненадежных африканских странах ни одно должностное лицо не будет. А, значит, рано или поздно, но эта «выгода» где-то всплывет. И, если не имеется целенаправленного умысла спрятать, замаскировать «выгоду», то при достаточных полномочиях и квалификации всегда можно проследить ее происхождение. В противном случае, когда должностное лицо имеет или пользуется благами, легитимность которых не может обосновать, и природу которых, Комиссия не имеет возможности определить, тогда «срабатывает» критерий, прямо подтверждающий коррупционную составляющую.
       Здесь главное четко определить и соответственно применять критерии, характеризующие те или иные коррупционные признаки. Критерии не должны допускать двоякой трактовки или толкования. Критерии эти должны быть дифференцированы по степени их значимости от «косвенных признаков возможного наличия коррупционной составляющей» и до критериев «прямо подтверждающих коррупционную составляющую». В зависимости от этого и избирается мера воздействия.
       Также важно определить и коррупционный порог. Одно дело, когда преподносится подарок борзыми щенками стоимостью 20 тысяч рублей, что может рассматриваться не на уровне ВЧК, и квалифицироваться как мелкое мздоимство. И другое дело, когда подарен элитный скакун стоимостью миллион долларов. Уровень стоимости подарка должностному лицу, априори, прямо пропорционален уровню той или иной встречной услуги.
       Прежде, чем перейти к возможным мерам воздействия по результатам проверок на наличие коррупционной составляющей в деле того или иного должностного лица, наделенного властными полномочиями, хотелось бы отметить, что «терапевтические» меры, которым отдает предпочтение Президент, уже не помогут. Когда государственный организм «разъедает», а народное тело «пожирает» злокачественная опухоль коррупции, необходимо применять комплексное «лечение». «Лечение» должно совмещать жесткую обширную «хирургию» с интенсивной «лучевой» и «химической» терапией во избежание появления метастаз. Не исключена в последующем и «пожизненная профилактическая лекарственная терапия».
       Что же это может быть в рамках действующего правового поля. Здесь не предлагается применение пыток и вообще физического насилия или лишения свободы, нет. Разве что, ограничение в передвижениях, чтобы не «утёк» за границу. Но это уже применяется сплошь и рядом даже, если ты, всего-то, не заплатил штраф за нарушение ПДД или алименты на ребенка. В нашем случае все меры воздействия выглядят менее «кроваво», чем в УК РФ, но гарантируется большая эффективность из-за повышения уровня своей неотвратимости и публичности. О чем речь?
       Самое легкое по своей степени воздействие, при вынесении ВЧК вердикта: «имеются косвенные признаки возможной коррупционной составляющей», может заключаться в вынесении публичного «предостережения» должностному лицу.
       В более «тяжелых» случаях, когда, например, должностное лицо не может документально подтвердить легитимность владения дорогостоящим имуществом или пользования высокозатратными благами, а Комиссии не представляется возможным определить природу их происхождения из-за применения известных схем отмывания, могут быть применены и гораздо более жесткие меры воздействия.
       Если, например, вынесен вердикт о наличии признаков коррупционной составляющей, может быть направлено официальное представление по месту работы на увольнение должностного лица по недоверию. При этом в случае выявления факта превышения, в конкретный период, расходов на приобретение имущества или пользование дорогостоящими услугами над доходами должностного лица, с которых уплачены налоги, то направляется также представление в налоговую инспекцию о взимании подоходного налога с учетом штрафов и пени с суммы превышения. Если должностное лицо, к тому же, не может подтвердить документально факта оплаты приобретения имущества, предметов роскоши или пользования дорогостоящими услугами, то, по представлению Комиссии, соответствующими инстанциями, в установленном порядке с должностного лица взыскивается 100% коммерческая стоимость имущества или услуг на тот период.
       При невозможности выплат, имущество реализуется в установленном порядке или используется в государственных нуждах. А к должностному лицу применяется высшая мера воздействия под возможным названием: «условная смерть коррупционера». Тогда на лобном месте, публично, с привлечением средств массовой информации, должностное лицо лишается всех должностей званий, рангов и наград. Ему устанавливается минимальный размер социальной пенсии, и пусть человек «доживает» свой век тихо, скромно не в шикарных апартаментах, без яхт и дорогих автомашин, но на свободе, с крышей над головой и куском хлеба, то есть без ущемления его конституционных прав. Так, впрочем, живет подавляющая часть нашего населения. Даже, зачастую, гораздо хуже – по общежитиям и коммуналкам, в полуподвалах и в аварийных помещениях с удобствами во дворе. Это и будет проявлением социальной справедливости, которую должно обеспечивать государство.
       Теперь представим на минуточку, что может произойти при включении этого механизма. Сколько появится дополнительных средств в бюджете для решения социальных программ. А в натуральном виде, например, не один освободившийся особняк может быть использован для размещения детского дома, детского сада или многодетной семьи, а также для содержания одиноких малоимущих пенсионеров. Да мало ли у нас нерешенных социальных болячек?
       Кроме этого, неоценимое воспитательное и профилактическое значение может иметь, например, такой гипотетический случай. Предположим, некий многозвездный генерал из высших эшелонов руководства Министерства обороны «построил» усадьбу с особняком и флигелями, рыночная стоимость которой в настоящее время составляет 5 миллионов Долларов США. Оформлена собственность, предположим, была на тещу, а потом передана по дарственной дочери - жене генерала. Но легальные доходы за тот период, подтвержденные налоговыми выплатами, ни самого генерала, ни тещи, ни жены, ни всех вместе не покрывают даже десятой доли расчетных затрат. Хуже того, не представлено никаких документов: ни договоров и счетов, ни чеков и накладных и т.п., подтверждающих произведенные расходы. Можно только догадываться о том, что за рабочие привлекались при строительстве? То ли солдаты – срочники, то ли гастарбайтеры. Откуда, например, строительные материалы пришли? Из экономии при строительстве казарм или поставлены фирмой, осуществляющей подрядные работы для МО. Может быть все построено и оплачено из средств, полученных от реализации «выбывшего» армейского имущества «своей» уполномоченной компанией.
       Не станем гадать, это бесперспективно с точки зрения существующей практики, когда руководствуются удобным кредо: «не пойман, не вор». И это даже противозаконно обвинять человека в воровстве, если в свое время не было заведено уголовное дело, доведенное до соответствующего решения суда.
       Но совсем другое дело, когда по данному случаю, после скрупулезного, непредвзятого разбирательства, будет вынесен вердикт ВЧК о том, что по данному делу есть прямые признаки, подтверждающие коррупционную составляющую. И в результате – уже не генерал, а самый простой пенсионер с минимальной социальной пенсией живет со своей женой в малогабаритной двухкомнатной квартире, в обычном удаленном районе и думает о душе. Правда, пенсионеру никто не запретит писать мемуары в назидание потомкам.
       А в усадьбе бывшего генерала, после небольшой реконструкции, разместятся многодетные семьи военнослужащих, уволенных в запас и не имеющих своей крыши над головой. Это только один частный случай. И генерал – это понятие условное, конечно же. Это может быть любое должностное лицо, наделенное государством властными полномочиями.
       Но если задуматься то, сколько в целом по стране «прыщиков» муниципального уровня или «геморроидальных фурункулов» федерального масштаба вскроется и засохнет при таком подходе. Да, это болезненно и неприятно, но зато тело станет чистым и здоровым.
       Но, пожалуй, самое главное это то, что разорвется «пуповина», связывающая и питающая обе половинки единого монстра – симбиоз олигархии и охлократии, т.е. выродившейся аристократии и выродившейся демократии. Этот симбиоз в настоящее время «работает» в тандеме по замкнутому циклу, другими словами, с «выгодой» только для самих себя. Одни получают доступ к ресурсам государства и используют их в своих экономических интересах, «отстегивая» определенную долю «выгоды» должностным лицам, которые допустили их к кормушке. Интересы народа при этом не просматриваются.
       Предвосхищая реакцию на данное предложение, предвижу обвинения в посягательстве на устои государства, на права человека и презумпцию невиновности. Но если какие-либо должностные лица рассматривают настоящее положение дел с коррупцией в стране, как те самые устои, то с уверенностью можно сказать, что это потенциальные клиенты ВЧК.
       Жестко ставится вопрос? Да, жестко. Но только так можно реально выполнить условия задачи, поставленной Президентом РФ Д.А. Медведевым по созданию системы, при которой воровать у государства будет ОПАСНО и НЕВЫГОДНО. При этом прошу заметить, что никаких мер по лишению людей свободы не предусматривается, просто они продолжают жить как подавляющее число наших граждан.
       P.S.
       Казалось бы, с какого бока затронутая тема может быть связана с темой, изложенной в Книге Мироздания?
       Наверное, это свидетельствует о материализации лозунга, вынесенного в преамбулу книги: «Познай истину, и она сделает тебя свободным». Свободным, в первую очередь, от актуальной и в наше время, раскольниковской дилеммы: «Кто я? Тварь ли дрожащая, или право имею».
       Имею право в свободной, демократической стране попытаться что-то переделать, чтобы лучше жилось. Это напрямую касается нашего с вами Мироздания.

E-mail: aantonov52@mail.ru

http://www.nmmir.ru/

Виртуальное общение с Президентом на тему:

«Как можно победить терроризм в России».

( в продолжение темы: «Как нам обустроить Россию».)

 

У России множество системных проблем, которые она не может успешно разрешить на протяжении уже многих поколений, имея в виду не только современную историю России. Более того просматривается явно выраженная, прямо-таки садомазохистская, наклонность самим создавать себе трудности с тем, чтобы потом героически их преодолевать. В своих предыдущих письмах я уже упоминал об извечных двух бедах России- дорогах и дураках. Говорил о возможном пути преодоления, прежде всего беды от «дураков» через выработку и реализацию вразумительной национальной идеи-идеи воспитания нового поколения - поколения людей сознательных и создания на этой основе сообщества сознательных людей. Поднималась и проблема коррупции, которая уже приобрела в России масштаб угрозы национальной безопасности. Предлагались конкретные нестандартные шаги по искоренению этого явления. Третьей составляющей глобальной угрозы самому существованию России является угроза терроризма с религиозно-сепаратистской подоплекой. И пока что не видно реальных и эффективных мер по преодолению этого зла. Кроме, пожалуй, наличия единственной концепции-концепции подъема экономики, увеличения занятости, повышения в целом жизненного уровня в проблемных регионах с тем, чтобы «выбить» из под террористического базиса, так называемый, человеческий фактор. Но, к сожалению, это опять-таки иллюзия. Складывается впечатление, что мы, в который уж раз наступаем на одни и те же грабли, не умеем делать выводы из исторического опыта, не умеем или не хотим проводить анализ ситуации, честно озвучить эту ситуацию и принять, пусть не популярные, но эффективные меры по нейтрализации основ терроризма. Но для того, чтобы нейтрализовать основы терроризма необходимо, прежде всего, четко определиться, в чем заключаются эти самые основы, каковы их базис и движущие силы. Для понимания сути явления позволю себе небольшой экскурс в историю вопроса терроризма, аналитический анализ, логические выводы и конкретные предложения на основе этого.

Во-первых, как отмечают многие специалисты, изучающие эту проблему, терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это явление социальное, имеющее корни в националистическом, идеологическом, религиозном самосознании человеческого сообщества. С этим невозможно не согласиться.

Отсюда терроризм делится на:

- националистический, который преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

- религиозный, который связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой религии, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;

- идеологически заданный, социальный, который преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы. Это, так называемый, революционный терроризм.

Часто встречается совмещение целей, например, религиозно- сепаратистские цели, преследующие отделение территорий с переустройством государственной светской власти на религиозную. Или, например, революционно-сепаратистские цели, преследующие опять-таки выделение неких областей из существующих государственных образований с изменением социально – экономической формации. За примерами далеко ходить не надо. Это и, так называемый, Кавказский Эмират, имеющий место быть на территории Северного Кавказа в России, и Рабочая Партия Курдистана, действующая на территории Турции.

Что характерно, каких-либо других мотиваций терроризма, кроме трех названных и их сочетаний в человеческом обществе не наблюдается. Из этого и будем исходить.

Заглянем теперь в древнюю историю человеческой цивилизации. Припадем, как говорится, к истокам такого явления, как терроризм. Что мы можем увидеть? Оказывается, что первые, документально подтвержденные проявления терроризма, появились в Древнем мире на территории Иудейского царства. Иудейская секта сикариев (кинжальщиков), действовавшая в Иудее в I веке н.э. осуществляла систематические убийства представителей еврейской знати, выступавшей за мир с римлянами и обвинявшимися в отступничестве от религии и национальных интересов. Это был прообраз современных радикальных террористических организаций с религиозной направленностью. Как бы этого ни хотелось, но напрашиваются совершенно очевидные выводы, что в основе терроризма имеет место быть мотивация защиты религиозных догматов и националистические настроения. И в настоящее время многие факты осуществления террористической деятельности лежат именно в этой плоскости. Попытки не замечать этого, замалчивать, говорить о какой-то «ваще» глобальной террористической угрозе похожи на реакцию страуса, когда он прячет голову в песок. Но однажды при попытке спрятать голову в песок можно наткнуться на железобетон религиозного фундаментализма. Ведь многие аналитики, изучающие проблему терроризма, отмечают, что наиболее опасные террористические организации такие, как самая крупная международная террористическая организация ваххабитского направления ислама «Аль-Каида», шиитская «Партия Аллаха», палестинские организации: «Исламское движение сопротивления», и «Исламский Джихад», а также египетские организации: «Священная война» и «Вооруженная исламская группа», а в России это «Кавказский Эмират», и в целом по миру их насчитывается более 26 организаций, которые так или иначе «завязаны» на конкретную религию и характеризуются, как вооруженные, боевые и т.п. организации. И питающие их корни находятся отнюдь не только и не столько в плоскости недостаточности экономического развития регионов, низкого уровня жизни населения и отсутствия рабочих мест. Здесь хотелось бы привести очень образную гипотетическую картинку, представленную одним из участников форума в Интернете по этой теме. Можно ли, например, представить себе, что бедная паломница из депрессивного района центральной России, где нет работы, люди прозябают в полунищенском состоянии, а на рынках торгуют, мягко говоря, не местные, которые позиционируют себя «хозяевами жизни», совершив паломничество в святую Троице-Сергиеву Лавру через какое-то время взорвет себя с возгласом: «Христос Воскресе» в общественном транспорте, в каком-либо исламском регионе. Даже в воспаленном, совершенно больном мозгу такую «картинку» представить себе невозможно. А вот обратная ситуация не только виртуальна, но с устрашающей периодичностью случается в реальной жизни.

Именно поэтому призывы: «не увязывать» проявления терроризма в России с религиозной направленностью, и попытки искоренить это явление лишь отстрелом боевиков и подъемом жизненного уровня в отдельных регионах выглядят несколько наивными и бесперспективными. Ведь террористическая организация это не просто, «тупо» организованная преступная группировка, совершающая уголовные преступления, не имеющие ни националистической, ни религиозной, никакой другой подоплеки, кроме получения преступным путем неких благ. Серьезную, многогранную проблему терроризма и решать следует только комплексно. Абсолютно не сбрасывая со счетов физическое противодействие проявлениям терроризма и повышение занятости, уровня благосостояния населения необходимо в первую очередь включить идеологический механизм противодействия терроризму. Почему упор нужно сделать именно на идеологическую сторону решения проблемы? Потому что использование других методов пока не дает должного эффекта, а кардинальное решение проблемы, когда исключается даже возможность появления в стране организованной террористической деятельности нам пока что не по силам, или лежит вне вектора нашего государственного развития. О чем речь? Если проанализировать положение дел с проявлениями терроризма в разных временных или географических точках земной цивилизации, можно сделать определенные выводы о том, что терроризм, как явление не возникает в сильных демократических странах, а также в тоталитарных государствах. Но построение сильного, действительно демократического государства под названием Россия это дело, к сожалению, не близкого будущего. Это вам не создание хороших условий «закачиванием» денежной массы в отдельно взятый регион. Это построение государства, в котором все граждане, все народности независимо от места расположения или национальной принадлежности имели бы равнодостойное качество жизни. Это построение общества действительно равных возможностей, когда у каждого было бы понимание того, что вне этого общества качество его жизни будет гарантировано хуже, когда ни у кого не возникало бы даже мысли обосабливаться ни по экономическим, ни по культурно-идеологическим, ни по религиозным или каким-либо другим основаниям. На сегодняшний день, как это ни прискорбно, мы еще очень далеки от такого идеала. Возвращение же к тоталитаризму, когда, как при Сталине, о терроризме вроде не было слышно - это совсем плохое решение, поскольку терроризм тогда был возведен в ранг государственной политики в отношении собственного народа. Вот поэтому-то и остается только возможность активизировать идеологическую составляющую комплексной борьбы с терроризмом. В чем же заключается эта составляющая? Конечно же, не в том, чтобы через средства массовой информации нагнетать у населения чувство неприятия терроризма и напряженное состояние неуверенности в своей защищенности. То, что терроризм это очень плохо знает и согласен с этим каждый, кроме самих организаторов, исполнителей или, другими словами, носителей зерен терроризма. Вот с этими самыми «носителями» и надо вести идеологическую борьбу. Каким образом? Ответ на этот вопрос можно найти, если посмотреть честно в корень зла-религиозно-националистическую подоплеку терроризма в России, с одной стороны, и учитывать сложившиеся в поколениях специфические особенности ментальности и общественно-родового уклада районов, где прорастают такие носители. Что имеется в виду? Имеется в виду то, что в этих регионах исповедуется определенная религия, название которой в переводе с арабского означает «покорность», а точнее покорность Аллаху. Поэтому ничего не получится, если не задействовать этот ресурс. В сегодняшней реальности, к сожалению, не слышен громкий голос служителей этой религии с четкими и, может быть, жесткими оценками проявлений терроризма, подчас явно прикрывающихся религиозно-националистическими мотивами. Чаще приходится слышать, как заклинания, сентенции о том, что ислам является религией в целом толерантной, человеколюбивой и т.д. Об этом никто и не спорит. Но, как говорится в одной восточной мудрости, если тысячу раз сказать: «халва, халва, халва», от этого во рту слаще не станет. Одними только лишь подобными декларациями не «осушить» определенные течения, дающие возможность всходить зернам терроризма. Но вот, если каждый последователь данной религии сызмальства будет знать, что совершив действия, унесшие жизни, ни в чем не повинных сограждан, или даже только поспособствовав этому, он никогда не попадет в рай, а наоборот, будет вечно мучится и после смерти, наверное, тогда у него может сработать некий «предохранитель». Более того, влияние родственных связей, уважение мнения старших поможет усилить эффект, если потенциальный носитель зерен терроризма будет понимать, что в случае чего от него откажется семья, его родные и близкие из уважаемых людей превратятся в моральных изгоев, а мечеть, которую он посещал, может быть закрыта, как не выполнившая своего воспитательного, духовного предназначения. Вот тогда это многих может остановить. Реально ли все это воплотить в жизнь? Реально при одном условии, что и высшие представители светской государственной власти и представители духовенства проявят силу воли и искреннее желание действительно синхронно двигаться в этом направлении, отбросив комплексы и опасения чем-то оскорбить религиозные чувства с одной стороны и впасть в немилость власть предержащих с другой стороны. В настоящее время сложились, как мне представляется, благоприятные условия. Есть обоюдное понимание того, что действия и власти государственной и власти духовной направлены на конкретного человека. И хотя у нас церковь любой конфессии отделена от государства, но со стороны государства получает, однако, ощутимую поддержку. Передаются ранее реквизированные ценности, объекты недвижимости, оказывается содействие в восстановлении храмов, постройке самой большой в Европе мечети и т.д. и т.п. Со стороны служителей некоторых религий, например, иерарха Русской Православной Церкви, также заметна невооруженным глазом определенная перестройка в общении с паствой. Больше внимание уделяется «живому» общению с людьми, разъяснению положений священного писания и заветов на понятном языке, а не только чтение библии на недоступном всем старославянском. На основании таких тенденций можно говорить о возможности действенного влияния и мусульманского духовенства на свою паству. Но, в таком случае, если будут и дальше наблюдаться террористические проявления с конкретной локализацией источников, тогда, уж не обессудьте, должен без колебаний, неотвратимо включаться встречный механизм коллективной ответственности, как светской и духовной региональной власти, так и семейно-родственных представителей. Но, прошу заметить, ответственности не судебной, как в отношении конкретных, преступивших закон лиц, а скорее жесткой моральной ответственности с определенными оргвыводами и санкциями. Какие оргвыводы и какие санкции? Разработка и принятие их это удел законодательной власти, представителей общественности и духовенства. Главное, чтобы они, эти санкции, были легитимными, дифференцированными, четко выверенными и адекватными. Почему бы и нет? В мировой практике давно существует институт международных санкций даже в отношении целых суверенных государств, которые по заключению мирового сообщества являются, или центрами терроризма, или представляют собой какую-либо иную угрозу. А если мы будем продолжать сводить угрозу терроризма в России только лишь к проискам внешних сил или к бандитским вылазкам, то это значит, что мы будем и дальше загонять проблему терроризма внутрь, и через определенное время вновь и вновь получать «обострение болезни». А нам оно надо?

 

Анатолий Антонов

 

Российская Федерация,

Москва,

06 августа 2010 г.

 

 

Главная | Прелюдия к Книге | Книга | Письма | Записки любознательного | Лирика | Дискуссии о мироздании | Об авторе | Контакты
© 2010-2014 All Rights Reserved
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru